К 90-летию гибели генерала М.Г. Дроздовского

Эпоха Гражданской войны в России запечатлелась в многочисленных художественных произведениях, прежде всего - в стихах и песнях. Созданные разными по дарованию, чаще всего самодеятельными авторами, произведения эти воплотили в себе чувства, мечты, идеи и лозунги противоборствующих сил. При этом процесс художественного отражения действительности, особенно в начальный – наиболее жестокий и кровавый период борьбы, - отличался совпадением используемых противостоящими сторонами творческих приёмов. В музыке одним из таких приёмов стало обращение к народному песенному творчеству, в частности - использование наиболее популярных песен для создания их новых подтекстовок. Поэтическое же творчество было более оригинальным, прибегая, в основном, к образным заимствованиям.

После установления в России нового политического режима, песенно-поэтическое наследие Белой армии стало одним из средств идейно-политической консолидации сил Русского Зарубежья. В самoй же России это наследие, как воплощающее разрушительные для правящей власти идейные принципы, на долгие десятилетия было предано забвению. Однако оно всегда сохраняло своё непреходящее национально-культурное и духовно-нравственное значение. Созданное русскими по духу, воспитанию и убеждениям людьми, оно выразило и воспело их представления о чести, преданности долгу, мужестве, стойкости и истинной любви к Отечеству. Без знания этого высокого духом наследия нет и не может быть правдивого знания о Государстве Российском, о его народе и его истории.

Пришедшаяся на 2009 год годовщина – 90-летие со дня гибели генерала Михаила Гордеевича Дроздовского – ещё один повод прикоснуться к этой великой истории. Именно Дроздовский, в характере и мировоззрении которого соединились типичные качества и черты Русского Офицера, стал романтическим образом идеального героя Белого Воинства. И наиболее точным выражением сущности этого образа стало нарицательное имя “Рыцарь”. Но, в отличие от западно-европейских рыцарей, совершавших свои подвиги во имя любви к Прекрасной Даме, русские рыцари долга и чести времён Гражданской войны сражались во имя идеи спасения Отчизны от новой Смуты, жертвовали жизнью ради восстановления русской государственности – той, без которой была немыслима их жизнь. Не случайно сподвижник Дроздовского – А.В.Туркул писал: “Наш командир был живым средоточием нашей веры в совершенную правду нашей борьбы за Россию”.

Сам Михаил Гордеевич полностью осознавал трагизм исторического момента. 24 марта 1918 г. он записал в своём дневнике: “А в общем страшная вещь гражданская война; какое озверение вносит она в нравы, какою смертельною злобой и местью пронизывает сердца…”. Но, верный присяге и офицерской чести, Дроздовский мужественно и без колебаний прошёл свой земной Крестный путь, оставшись в памяти современников истинным Рыцарем Белого Воинства. Он не мог поступить иначе. Потому что всегда был верен своему девизу:

“Чем больше сомнений, тем смелее вперёд по дороге долга”.

Художественный руководитель
Мужского Хора “Валаам”
Игорь Ушаков.



Рыцарь без страха и упрёка

Число художественных произведений, посвящённых Михаилу Гордеевичу Дроздовскому, относительно невелико, однако превышает число произведений, посвящённых любому другому из видных военачальников Белой армии. Из этого можно сделать вывод, что для многих участников Белого Движения личность и образ Дроздовского имели совершенно особое значение. Основным элементом этого образа стал романтический ореол, озарявший воспоминания современников о герое. А, как известно, именно романтическое восприятие и отражение действительности являются одной из главных побудительных причин художественного творчества.

Бoльшую часть из дошедших до нас произведений о Дроздовском составляют стихотворения. Одни из них были опубликованы в 1918-1920 годах в белогвардейских изданиях, другие - позднее, в изданиях Русского Зарубежья. Разные по масштабу и поэтическому уровню, стихи эти навсегда запечатлели трагическую атмосферу Гражданской войны, жертвенную готовность рыцарей Белой армии к борьбе до конца, их надежду на победу над смутой, их веру в своё спасительное предназначение. Образцом такого рыцарского служения суждено было стать Дроздовскому. С момента его кончины всё, что было в нём незаурядного при жизни, стало идеальным, почти былинным. В приказе генерала Антона Ивановича Деникина (1872-1947), изданном на смерть Дроздовского, есть такие слова: “Высокое бескорыстие, преданность идее, полное презрение к опасности по отношению к себе соединились в нём с сердечной заботой о подчинённых, жизнь которых всегда он ставил выше своей ”. С этого момента имя Дроздовского становится синонимом понятия “Рыцарь”.

В отличие от поэтических, число музыкальных произведений - песен, посвящённых Дроздовскому, - крайне невелико. Отчасти это объясняется тем, что для рождения песни нужен не только текст, но и музыкальный напев, а также - время для распространения новой песни. С другой стороны, рукописные нотные записи напевов единичны и недолговечны, типографская же их фиксация связана со сложным процессом нотно-издательского дела, что в условиях Гражданской войны было крайне затруднительно. Впрочем, ряд стихотворений о Дроздовском, судя по названиям и содержанию текстов, мыслились их авторами именно как песни. Причём, их размер, ритм и отдельные поэтические обороты позволяют определить - на какой напев предполагалось распеть эти тексты. Именно это послужило основанием для музыкальной реконструкции некоторых песен, включённых в данную программу.

Авторство большинства из представленных произведений на сегодняшний день не установлено. Тем ценнее разрозненные, скупые подчас сведения об авторах, чьи имена известны. Столь же ценны упомянутые в текстах имена сподвижников Дроздовского, названия географических мест и населённых пунктов, с которыми связан боевой путь бесстрашного командира и его воинов. Благодаря этим сведениям легендарный, в известной мере - собирательный образ Воина-Рыцаря обретает зримые, реальные, плотью и кровью наполненные черты.

Предлагаемая программа является тематическим продолжением более ранней работы Мужского Хора “Валаам” “Тернистый путь борьбы и муки. Песни Белого Движения и Русского Зарубежья” (IMLCD 114, 2004 г.). Но, в отличие от той программы, состоявшей исключительно из произведений музыкальных, данная композиция включает и поэтический материал. Музыкальную часть композиции составляют песни и марши дроздовских частей, а также произведения современных авторов. При этом хронологический принцип построения программы уступил место принципу драматургического развития повествования, смысловой взаимосвязи фрагментов и художественной выразительности композиции в целом. В связи с этим некоторые включённые в программу произведения нуждаются в пояснении.

“Я рыцарь и монах” (№ 1). Судьба автора этого стихотворения удивительна. Учащийся Петербургской Духовной Академии Иван Васильевич Виноградов (1895-1981) в начале Первой Мировой войны был мобилизован в армию, в октябре 1916 г. произведён в прапорщики и направлен на Румынский фронт. После событий 1917 г. он вступил в отряд Дроздовского, с которым прошёл путь от Ясс до Новочеркасска. В боях под Ростовом-на-Дону Виноградов был дважды ранен. В 1920 г. с Русской Армией генерала Петра Николаевича Врангеля (1878-1928) покинул Россию. За границей получил высшее духовное образование, был пострижен в монахи (с именем Исаакий), позже рукоположен в иеромонахи и отправлен на служение в Прагу, где стал игуменом (1933 г.), а затем архимандритом (1936 г.). В 1945 г. был арестован и этапирован в СССР, репрессирован, но затем по состоянию здоровья освобождён. Был настоятелем Никольского кафедрального храма в Алма-Ате, затем настоятелем Вознесенского храма в Ельце – с 1958 г. вплоть до своей кончины в 1981 году. Виноградов любил поэзию и сам писал стихи, отличающиеся искренностью, глубиной и выразительным поэтическим слогом. Написанное в 1919 г. (уже после смерти Дроздовского) стихотворение “Я рыцарь и монах”, помимо его пророческой автобиографичности, замечательно тем, что в нём предстаёт образ бесстрашного воина-рыцаря – такого, каким был Дроздовский, какими были его соратники, и сам Виноградов – будущий архимандрит Исаакий.

“Из Румынии походом…” (№ 3). Рассказ об истории этой песни приведён в статье к программе “Тернистый путь борьбы и муки”. В тексте песни есть две любопытные детали. Во-первых, это упоминание об идущем со своим отрядом генерале Дроздовском. Однако во время похода из Ясс на Дон Дроздовский был полковником. Во-вторых, в качестве полкового знамени в тексте песни упоминается трёхцветный русский флаг. Между тем, полковым знаменем стрелкового офицерского полка был знамённый Андре¬евский флаг 1-го Морского полка Балтийской дивизии, который принёс в полк полковник Михаил Антонович Жебрак-Русанович (1875-1818).

“К рыцарям без страха и упрёка” (№ 4). Стихи талантливого русского поэта и верного сына России, русского офицера Сергея Сергеевича Бехтеева (1879-1954) занимают важное смысловое место в данной программе. В них нет прямого упоминания о Дроздовском или о Дроздовцах, но чувства, думы, воля и вера всех русских “рыцарей чести и долга”, отправившихся в свой последний “грозный, великий Крестовый поход”, отозвались в этих стихах с потрясающей мощью и трагической болью. Поразителен своей символичностью образ “последнего Двенадцатого Часа”, заимствованный из древне-христианского апокрифического сказания, согласно которому именно в 12-ый час своего бытия Адам согрешил и был изгнан из Рая, т.е. из его родных мест, из его Родины.

Мужественный гимн Константина Никитина на стихи Бехтеева “Двуглавый орёл” (№ 5), а также две выразительных баллады Евгения Юркевича “Последняя атака” (№ 13) и “Будь офицером!” (№ 20) на стихи Бехтеева представляют в программе творчество современных авторов, в произведениях которых нашли своё новое отражение образы героев Белого Воинства, их верность долгу, чести и присяге.

“Наш путь” (№ 7). Автор этого редкого по выразительности поэтического описания вступления отряда Дроздовского в Новочеркасск неизвестен. Однако по своему слогу и поэтическим приёмам стиль произведения напоминает стиль стихотворений Виноградова.

Стихотворение “На обложке одного из романов Вальтер-Скотта” (№ 9) начинается с пронзительной, почти трагической ноты: год написания стихотворения - 1918-ый - охарактеризован неизвестным автором, как “кровавый год кровавых слёз и пота, …год одичалости и дикости людской”. А в связи с образом Дроздовского упоминание о Вальтере Скотте приобретает в высшей степени символическое значение: именно этот автор считался в России мастером жанра рыцарского романа, в котором воспевание подвигов чести и доблести во имя любви, добродетели, веры и свободы нашло своё ярчайшее воплощение.

“Аллаверды Дроздовскому” (№ 11). Поводом к написанию этого произведения послужило преждевременное сообщение о смерти Дроздовского, напечатанное в ноябре 1918 г. некоторыми донскими газетами. Дроздовский ответил на это шутливым опровержением, которое с восторгом было встречено его подчинёнными и привело к сочинению “Аллаверды Дроздовскому”.

Горестно-элегическое стихотворение “Спите тихо!” (№ 12) написано Зинаидой Готгардт (даты жизни не известны) - выпускницей Александровского военного училища (1917 г.). В чине подпоручика она служила во 2-й батарее 1-го Дроздовского артдивизиона. После ухода из Крыма, жила в Югославии, воспитывала дочь, писала стихи.

Автор стихотворения “М.Г. Дроздовскому” (№ 14) - Николай Дмитриевич Невадовский (1878-1939). Участник похода из Ясс на Дон. В мае 1918 г. назначен инспектором артиллерии Добровольческой армии. В эмиграции жил в Париже, возглавлял Союз Добровольцев, был издателем основанной Деникиным газеты “Доброволец”.

В песне “О, Боже Правый…” (№ 15) упоминаются имена двух сподвижников Дроздовского. Один из них - Антон Васильевич Туркул (1892-1957) - участник похода Дроздовского из Ясс. Впоследствии в Русской Армии генерала Врангеля был произведён в генерал-майоры и назначен начальником Дроздовской дивизии. В его книге “Дроздовцы в огне” есть такие слова: “Наш командир был живым средоточием нашей веры в совершенную правду нашей борьбы за Россию”. Другой - Морис Морисович Конради (1896-1944 /?/), швейцарец по происхождению, добровольцем ушедший в 1914 г. на фронт, где был ранен и награждён орденом Св. Георгия 4-й степени. Окончив офицерскую школу, воевал в Румынии, откуда в составе отряда Дроздовского отправился в знаменитый поход.

Два следующих стихотворения (авторы не известны) - “На смерть генерала Дроздовского” (№ 16) и “Дроздовцы” (№ 17) - написаны в 1919 году. Будучи наполнены конкретными деталями ратного пути генерала и его Дроздовцев, они замечательны своей документальностью. В следующей затем песне “Сегодня праздник полковой” (№ 18) воспоминание о Дроздовском соединяется с обращением к Архистратигу Михаилу - небесному покровителю Дроздовских частей.

Обрамлением трогательного по искренности стихотворения “Рыцарю без страха и упрёка” (№ 21) стали слова генерала А.И. Деникина из его приказа на смерть генерала Дроздовского: “Мир праху твоему, рыцарь без страха и упрёка…”.

Художественные произведения, воплотившие образ Дроздовского, в основном были созданы в короткий период 1918-1919 годов. Менялись времена, совершались разные события, появлялись новые герои. Но образ мужественного Рыцаря Белого Воинства не исчезал и не стирался из памяти людей. Он ждал - и ждёт заветного, никому неведомого часа, когда Бог и Отчизна вновь призовут его.

Стихи и песни о генерале М.Г. Дроздовском вряд ли когда-нибудь станут - в упрощённо-бытовом понимании - “народными”, то есть широко известными, массово популярными. И всё же поэтические и музыкальные отклики тех лет никогда не потеряют своего особого значения для познания истории Государства Российского - такой, какой она была, а не такой, какой её часто пытались изобразить. Будучи культурным наследием небольшой по численности, но нравственно и духовно могучей части русского общества, стихи и песни Белой армии запечатлели благодарную память о тех, кто в годину жестоких испытаний не предал родину, кто выше жизни своей поставил верность чести, долгу, присяге и Отчизне. Именно поэтому эти произведения являются истинно народными. Их создал Художник - человек, наделённый свыше даром улавливать голос души своего народа. Но, творя для людей, истинный Художник обречён быть бесстрашно одинок. Точно так же, как одинок обличающий людское зло и нечестие Пророк. И точно так же, как бесстрашен идущий в бой за мечту, справедливость и святую любовь Рыцарь без страха и упрёка.

Константин Никитин.

Hosted by uCoz